Бизнес-планы для малого и среднего бизнеса

Заказать звонок

8 (495) 644-80-88

Бизнес-план для инвестора

biznes_plan dlya investora

Вы знаете, что из-за одной ошибки в таком документе, как  бизнес-план для инвестора, вам могут отказать в его финансировании?
Бизнес-план с ошибками, без четкой логической структуры, изобилующий информацией «не по существу», не содержащий четких ответов на интересующие вопросы – будет немедленно отвергнут инвесторами. А ведь предлагаемая Вами бизнес-идея возможно перспективна и быстро окупаема с финансовой точки зрения! Обидно, не так ли? Чтобы этого не случилось с Вами читайте нашу статью о том, что ожидают инвесторы в бизнес-плане и какой документ точно будет принят к финансированию.

Содержание статьи

Структура и содержание бизнес-плана для инвесторов – 3 главных секрета
Порядок защиты бизнес-плана перед инвесторами
Вопросы инвесторов при защите бизнес-плана
Что раздражает инвесторов больше всего в бизнес-планах – страшная правда

Структура и содержание бизнес-плана для инвестора – 3 главных секрета

Первый секрет успешного бизнес-плана для инвестора – соблюсти оптимальную структуру по его содержанию. Как правило, структура бизнес-плана для инвесторов включает несколько ключевых разделов:

1. Резюме проекта
2. Инициатор проекта
3. Суть проекта
4. Анализ рыночных возможностей
5. План маркетинга
6. Организационный план
7. Производственный план
8. Операционный план
9. Финансовый план
10. Оценка рисков проекта
11. Приложения

Основная цель, которую преследует бизнес-план для инвестора – показать перспективность вашей бизнес-идеи и реальную возможность на ней заработать, т.е. ваша идея должна быть подтверждена исследованиями и цифрами. Такой бизнес-план – это самопрезентация бизнес-идеи.
При описании проекта особое внимание уделяется характеристике стадии, на которой находится реализация вашей бизнес-идеи, какие ресурсы были задействованы для проекта, осуществлялось ли финансирование проекта на ранней стадии проекта.
Инвестора интересует в данном разделе информация о том, были ли получены необходимые разрешительные документы или лицензии, осуществлен ли подбор поставщиков оборудования и пр.
В данном разделе также приводится описание участников проекта.
В разделе «Анализ рыночных возможностей» указываются объемы рынка, приводится характеристика отрасли и оцениваются ее тенденции. Основная цель данного раздела – оценить потенциальный размер рынка и привести его характеристику, т.е. оценить как количественные (емкость рынка, размер рынка), так и качественные характеристики (описать сегменты потребителей, сегменты рынка, конкуренцию на рынке).

Например, спрос на оконные блоки из дерева для фирмы, производящей оконные блоки можно рассчитать на основе экспертных оценок.

                                                                                                                                                                     Таблица
Исходная информация для определения емкости рынка

Показатель

Значение

1.      Годовой спрос на продукцию предприятия:

дверные блоки, тыс.м2

 

4,9

оконные блоки, тыс.м2

1,46

Всего

6,36

Далее предъявляемый спрос на продукцию сопоставляется с возможностями предприятия. Для этого требуется выбрать те продукты и соответствующие им сегменты рынка, обслуживание которых позволит предприятию наилучшим образом достичь поставленных целей.
Для решения этой задачи используется метод линейного программирования.

                                                                                                                                                                    Таблица 2
Сведения для составления модели линейного
программирования

Показатель

Географические сегменты

Т-область

N-область

1.      Цена за 1 м2, руб.:  дверные блоки;

оконные блоки

2903

4648

3238

5206

2.      Рентабельность, %

дверные блоки

 

6

 

7

оконные блоки

8

9

 

Целевая функция:

n

П = å (pj  · rj · x j)  max

j=1

где П – прибыль от продаж, руб.;
pj – цена единицы продукции j-го вида, руб. м2;
rj – рентабельность продажи единицы продукции j-го вида, %;
x j – объем реализации продукции j-го вида, м2.

П = 2903 х 0,06 х Х1 + 3238 х 0,07 х Х2 + 3238 х 0,07 х Х3 + 4648 х 0,08 х Х4 + 5206 х 0,09 х Х5 + 5206 х0,09 –Х6 — max

где х1,х2,х3 – дверные блоки, реализуемые соответственно на юге Т- области, в N-области;
х4,х5,х6 – оконные блоки, реализуемые соответственно на Т-области, в N-области.

Решая задачу линейного программирования симплекс-методом, были получены результаты, на основе которых можно сделать следующие выводы:
Для получения максимально возможной прибыли, исходя из заданных ограничений, предприятие должно реализовать:
1) Оконные блоки в размере 1,46 тыс. м2, при этом реализуя в Т-области области 0, 410 тыс.м2, в N-области соответственно 0,840 тыс. м2;
2) Дверные блоки в размере 4, 846 тыс. м2, с реализацией на Т- области 1,546 тыс. м2, в N-области 2,4 тыс м2.

В разделе «План маркетинга» описывается стратегия продвижения своего бизнеса, определяется уровень цен на предлагаемую продукцию, оцениваются затраты на продвижение.
Необходимо на основе систематизации всей полученной информации предоставить расчет потенциальной конкурентоспособности предлагаемой бизнес-идеи, оценки ключевых факторов успеха вашего предприятия.
Итогом такого анализа выступает маркетинговая стратегия проекта.
При описании раздела «Производственный план» не нужно слишком перегружать инвестора описанием технологии и этапами производства своей продукции. Для инвестора достаточно понимания, что данная схема технологии имеет место быть и ведет к финансовой состоятельности проекта.
В данном разделе необходимо предоставить информацию о производственной схеме предприятия, а также характеристику земельного участка и разрешительных документов на него.
Организационный план помимо стандартного плана-графика проекта, правовых вопросов его реализации должен четко отвечать на вопрос, как будет осуществлен «выход» инвестора из проекта, т.е. должна быть представлена стратегия выхода инвестора из проекта, что предполагает либо IPO либо продажу бизнеса стратегическому инвестору. Отсюда возникает необходимость обоснования в случае продажи бизнеса и четкого ответа на вопрос: «Почему купят Ваш бизнес, а не создадут такой же с нуля сами?».
Финансовая модель бизнеса должна быть понятна и прозрачна, с первоначальным шагом планирования – помесячно, далее по кварталам и затем по годам.
Необходимо обосновать инвесторам величину запрашиваемого капитала для инвестирования проекта, обосновать величину выручки по проекту и величину чистой прибыли.
Инвесторы уделяют немаловажное значение показателям эффективности бизнес-плана. Основными документами, подтверждающими эффективность являются отчет о финансовых результатах, баланс и отчет о движении денежных средств.
Здесь необходимо обращать внимание на то, чтобы бизнес-план был «зафондирован», т.е. чтобы не было дырок в финансировании, не возникали кассовые разрывы в отчете о движении денежных средств. Если такое возникает, необходимо обосновать источники формирования потребности капитала.
При оценке эффективности бизнес-плана инвесторы обращают особенное внимание на показатели эффективности проекта.
При расчете эффективности проекта для инвесторов определяется чистый и дисконтированный срок окупаемости инвестиций (PBP, DPBP), чистая текущая стоимость (NPV), а также внутренняя норма рентабельности (IRR).
Ставка дисконтирования для инвесторов определяется на основе доходности альтернативных вложений или доходности финансовых вложений (депозитов) с поправкой на риск.
Второй секрет успешного бизнес-плана для инвесторов заключается в оформлении данного документа.
Документ должен быть грамотно оформлен, содержать диаграммы, графики, таблицы, все это позволит инвестору быстрее вникнуть в суть бизнес-плана.
Как показал многолетний опыт общения с инвесторами у нашей компании, не стоит писать бизнес-план для инвестора более чем 30 страниц. Инвестор – занятой человек, не любит тратить свое время на пролистывание и изучение «талмуда», поэтому высок риск обратного (негативного) эффекта, когда большая часть вашего документа не будет прочитана, будут упущены важные моменты при прочтении и появится большой шанс быть положенным на полку у данного документа.
Менее 20 страниц бизнес-планы также могут показаться недостаточно проработанными для инвесторов.
Третий секрет грамотного бизнес-плана заключается в наличии «правильных» приложений. Все финансовые расчеты, копии договоров с партнерами и потенциальными клиентами, схемы предприятия, правовые документы, коммерческие предложения от поставщиков должны быть предоставлены в приложениях, которые идут в конце документа либо отдельным файлом.

Бизнес-план для инвестора — порядок защиты

Защита бизнес-проекта занимает в среднем 10-15 минут. На встречу с инвесторами обычно требуется помимо самого бизнес-плана еще презентация вашего проекта. Идеально, если такую презентацию выполнит специалист по разработке бизнес-плана вместе с дизайнером. Презентация проекта является наглядным и емким демонстратором вашего труда. Она должна быть яркой и краткой.
В ходе защиты вашего проекта необходимо продемонстрировать ваши ораторские способности, т.е. выступить убедительно и красноречиво, оперируя цифрами и результатами исследований.

zaschita biznes_plana pered investorami

Вопросы инвесторов при защите бизнес-плана

В первую очередь необходимо поставить себя на место инвестора, что в таком случае интересовало бы вас и для чего это все было бы вам нужно? Бизнес-план для инвестора должен отвечать определенным критериям.
А в первую очередь инвестора интересует потенциал роста рынка при низкой степени риска.
Далее представлен основной блок вопросов, интересующий инвесторов при защите вашего бизнес-плана:
1. Команда проекта. Инвестора в первую очередь интересует состав и квалификационные характеристики управленческой команды проекта, ее опыт. Если команды как таковой нет, то необходимо будет ответить на вопрос о том, как вы ее создадите и какие квалификационные требования предъявляете в соискателям в ваш будущий рабочий коллектив.
2. Потенциал и размер рынка. Вы должны отлично разбираться в объемах и качественных характеристиках рынка, на который собираетесь выйти со своей бизнес-идеей. Каждое ваше утверждение должно быть обосновано либо статистическими данными либо данными, на основе проведенных опросов потенциальных покупателей, либо проверенными результатами бизнеса-аналога и пр.
3. Барьеры для входа на рынок или по-другому – если ваша компания достигнет успеха, что помешает его достигнуть новым конкурентам, вышедшим на этот рынок. Вы должны знать и поставить инвестора в известность а существующих барьерах входа на рынок.
4. Стратегия выхода для инвестора. Как инвестор сможет получить свой капитал обратно и на каких условиях. Об этих деталях речь шла выше.
5. Финансовые показатели. Показатели эффективности проекта должны быть обоснованы и рассчитаны верно с точки зрения финансового и экономического планирования. Так, NPV проекта должен быть больше 0.
Вы должны обосновать запрашиваемые финансовые ресурсы, сколько, почему именно столько и как и сколько вы планируете получать объемы реализации в 1,2,3 год проекта и т.д.
6. Риски проекта. Как вы намерены достигнуть рентабельности вашего продукта, как вы намерены обеспечить регулярные продажи вашего продукта, существуют ли макроэкономические риски и пр., что если объем продаж или цена реализации снизятся на 10,20,30, а то и 50%?
7. Основными вопросами инвестора являются: что и как вы хотите достичь. Все ваши задачи должны быть измеримы. Например, за 2 года мы планируем увеличить объем продаж на 5% и почему. Необходим ответ на вопрос – как вы достигнете ваших измеримых целей (за счет замены старого оборудования на новое, за счет снижения затрат, за счет внедрения новых технологий производства и пр.).
Обязательно опишите наличие ресурсов для реализации вашего проекта (финансовые, производственные, нематериальные ресурсы).

Что раздражает инвесторов больше всего в бизнес-планах – страшная правда

1. Небрежность, неграмотность в оформлении. Наличие ошибок, опечаток в таком документе, как бизнес-план свидетельствует о низкой компетенции его инициатора. Большая вероятность, что такой документ адресуют на полку сразу, не читая.
2. Наличие спама. Инвесторы не любят, когда их осыпают предложениями о сверхприбыльных уникальных проектах с эксклюзивными технологиями. Все уже давно придумано до нас и за нас. Не нужно изобретать велосипед.
Не нужно также перенаправлять инвестора на ваш сайт, чтобы его оценить, это также плохая идея.
3. Большой объем документа. Не нужно перегружать документ лишней информацией или «водой».
4. Негативные высказывания в документе о ваших конкурентах. Критика, если таковая имеется должна быть обоснованной и этичной. Также дурным тоном является писать в бизнес-плане о том, что конкурентов ваше проект не имеет. Это бывает в очень редких случаях, только если ваш проект новаторский.
5. Использование в бизнес-плане непроверенных данных или утверждение, что ваша продукция будет однозначно востребована у покупателей. При этом маркетингового исследования вы не проводили и результаты опроса потенциальных потребителей не обрабатывали.
6. Бизнес-план без резюме.
7. Наблюдаются резкие скачки прибыли/выручки проекта. На практике, новое предприятие выходит на плановый объем продаж постепенно.
8. Предположительные утверждения по финансированию проекта из других источников в такоем документе, как бизнес-план для инвестора. Например, бизнес-план содержит расчет в финансовой модели по возврату НДС, а также получение субсидии от государственных органов. Если из модели убрать возмещение НДС и субсидию, получается он имеет отрицательный денежный поток. А ведь возмещение НДС вовремя и оперативно никто не гарантирует, ровно как и получение субсидии от государственных органов.
Или обратная ситуация – проект может быть реализован за счет частичного финансирования за счет получения оборудования в лизинг и не использует эту возможность в расчетах и т.д.
Таким образом, соблюдая наши рекомендации по бизнес-плану для инвестора, Вы сможете написать качественный документ, который будет принят к рассмотрению.

Бизнес-планы для малого и среднего бизнеса